21.09.2015 01:19
Новости.
Просмотров всего: 5800; сегодня: 3.

"Сын полка". Дума о трейд маркетинге

Очень часто проблема отдела Трейд маркетинг, а это порой большие коллективы людей с недетскими бюджетами, состоит в том, что он вроде бы нужен всем и в то же время никто из основных департаментов компании не считает его «совершенно своим»…

Александр Бакка

Еще одно иностранное слово

Произнося словосочетание «Трейд маркетинг» обычно подразумевают ”торговый маркетинг” или “маркетинг в торговле”. Хотя на первый взгляд два этих определения подразумевают одно и то же, вдумчивый наблюдатель все же почувствует тонкую разницу. Для того чтобы разобраться с нюансами давайте пристальнее вглядимся в детали.

Несмотря на присутствие слова «торговый» – Трейд маркетинг – это всё-таки часть маркетинга, а точнее маркетингового подхода в ведении бизнеса.

В современной, или стремящейся к тому, чтобы быть современной, компании все бизнес процессы, завязаны на маркетинг. В этом нет ничего удивительного – ведь самое простое определение маркетинга говорит о том, что это процесс, направленный на построение прибыльных взаимоотношений с клиентами. Таким образом – Клиент и является центром вселенной, вокруг которого всё крутится. А мы с вами ещё можем добавить, что клиент – это не только конечный Потребитель, но и сотрудник компании – так называемый «внутренний» клиент. Также вспомним о поставщиках, оптовиках, рознице, посредниках, агентах и заказчиках, которых, соответственно можно обозначить как клиентов «внешних».

Кто занимается потребителем? Отдел маркетинга. Он же и разрабатывает стратегию «что», «где», «по какой цене» и «как» продавать. А кто занимается внутренним клиентом? Отдел по работе с персоналом, применяя в том числе и «внутренний маркетинг». А многочисленными «внешними» клиентами? Особенно теми, которые находятся между Производителем и конечным Потребителем, а значит, существенно влияют на все «что», «где», «по какой цене» и «как», над которыми так долго трудились отдел маркетинга и отдел продаж. Можем мы себе позволить оставить без присмотра такое важное звено в цепочке, по которой идёт наш продукт?

По мере развития бизнеса как такового в нашей стране, а именно – с приходом крупных международных компаний, мы начали узнавать, как выглядит правильная и активная работа с конечным потребителем. Сперва усилия производителей и торговых компаний были направлены на обеспечение появления конкурентного продукта. Затем более пристальное внимание стало уделяться потребителю. И только когда произошло качественное насыщение в этих двух сферах, пришла очередь цепочки поставок. Ведь нужно продолжать чем-то конкурировать! И выиграть теперь может тот, кто предоставит или обеспечит передачу своего продукта конечному потребителю быстрее, дешевле, удобнее, интереснее, продвигая его дополнительно с помощью сотрудников партнёра.

Бизнес функция

Для того, чтобы качественно контролировать всю цепочку поставки Продукта (не важно это физический товар или сервис) нам необходима Функция, которая будет формировать внешних клиентов и развивать наши отношения с ними (а иногда и их самих или даже весь канал в стране). Эти задачи и призван решать Трейд маркетинг.

Здесь мы говорим о Трейд маркетинге как о функции, и не важно – отдел это или конкретный человек. Важно – есть ли она в вашей компании! То есть, компания понимает и принимает необходимость этой функции, ставит цели и меряет её результаты. В то же время о торговом маркетинге нет смысла говорить в организациях, функционирование которых базируется на прямой продаже товара или сервиса от производителя – конечному потребителю. В частности это может касаться так называемого В2В рынка.

Итак, рассмотрим структуру функции в классическом варианте. Внутри подразделения Трейд маркетинга существуют отдельные направления, которые обслуживают более узкие сегменты:

оптовый канал

розничный канал (ключевые клиенты, современная торговля, классическая торговля)

торговое (рекламное) оборудование

Такое распределение представлено только как пример ведения бизнеса для компаний – производителей продуктов питания. На самом же деле вариантов и названий сегментов достаточно много, что зависит от индустрии и степени детализации.

Отмечу, что в любой структуре функции Трейд маркетинга разработка и производство торгового оборудования будет стоять особняком, поскольку оно важно для работы как в оптовом, так и в розничном канале. Это подразделение выполняет скорее поддерживающие и вспомогательные функции в решении основных задач.

Сама же функция Трейд маркетинг чаще всего входит в состав отдела продаж/сбыта.

Мы в ответе за тех, кого …

Если резюмировать вышесказанное – Трейд маркетинг призван обеспечивать эффективные прибыльные взаимоотношения с внешними клиентами, используя при этом маркетинговые механизмы.

Теперь, пожалуй, необходимо сказать о главной трудности в существовании функции Трейд маркетинга внутри организации.

В качестве аллегории Трейд маркетинг можно представить в виде клубка разноцветных шерстяных ниток. Все понимают его функцию, когда возникает необходимость связать тёплый свитер – т.е. решить бизнес задачи. При этом нет единогласия в том, какого цвета должен быть этот свитер. У каждого участника – отдела продаж, отдела маркетинга, финансового департамента – свои цвета, т.е. цели и приоритеты. Порой одновременно все дружно тянут в разные стороны за свои нити, а эффекта нет. Клубок неподвижен и свитера нет…

Парадокс состоит в том, что всё одновременно сложно и просто, понятно и сокрыто. Маркетинг хочет, чтобы лучше и быстрее продавалось… Но и «продажники» хотят того же… Финансовый отдел хотя и не продаёт, но все сэкономленные или потраченные не так быстро деньги – это ведь тоже дополнительный заработок…

У отдела маркетинга есть своя стратегия, которая направлена на увеличение узнаваемости бренда, доступности продукта потребителю, обеспечению наличия рекомендованной цены. С его точки зрения для всех остальных должно быть совершенно очевидно, что:

в такой-то категории розничных точек мы строим платформу для общения с потребителем

а вот такой-то продукт мы продаем практически без прибыли только для поддержания доли рынка

а в таком-то продукте мы подчеркиваем только определённые специфические характеристики, которые удовлетворяют потребности целевой группы потребителей

Финансовый же отдел не хочет / не может именно вот сейчас именно в таком-то объёме профинансировать закупку новой партии оборудования. Ведь можно попробовать поставить «не везде» и попросить поставщика этих материалов поработать с отсрочкой платежа?

Отдел продаж понимает, что вся компания смотрит на него и ждёт свежего угля – деньги/штуки проданного объёма – в топку несущегося паровоза организации. А значит надо дать скидки, красивые полочки и девочек-промоутеров с подарками как можно большему количеству рвущих на части клиентов – розничников или оптовиков. Потому что они, продающие сотрудники, на линии фронта и лучше всех знают: кому, когда, в каком объёме и чего нужно!

Во всех трёх сценариях есть свой смысл и своя правда и, наверное, слишком самонадеянно в рамках одной статьи разрешать проблему извечного противостояния между Маркетингом и Продажами. Это серьёзная проблема для любой организации. А пока этим вопросом озабочены лучшие умы теоретиков стоит обратить внимание на один реальный факт. Очень часто проблема отдела Трейд маркетинг, а это порой большие коллективы людей с недетскими бюджетами, состоит в том, что он вроде бы нужен всем и в то же время никто из основных департаментов компании не считает его «совершенно своим»…

Если так очевидна важность функции Трейд маркетинг, то в развитой и современной организации должен найтись тот, кто будет понимать эту внутреннюю, иногда загнанную в глухой угол, ситуацию. Этот кто-то будет стараться если не разрешить её, то хотя бы помогать в разблокировании проблемных зон в коммуникации между отделами и постановке кросс-целей для различных функций. Иногда проблема может скрываться в самой структуре компании и в ее внутренней культуре. Как показывает опыт, такая неопределённость в постановке приоритетов может серьёзно влиять на эффективность работы Трейд маркетинга, а иногда и вовсе блокировать её.

Что ж, мы опять приходим к проблеме персоналий и личной инициативы в бизнесе. И, если вернуться к нашей первоначальной теме, то вывод очевиден: Трейд маркетинг – важная и в то же время специфическая функция с определёнными скрытыми влияниями на неё, которые напрямую воздействуют на эффективность и конечный результат. Здесь необходимо дополнительное внимание со стороны высшего руководства для того, чтобы избежать последствий известной поговорки: «У семи нянек – дитя без глазу».

Будьте на шаг впереди!


Ньюсмейкер: SalesVector — 7 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...