11.11.2014 08:35
Новости.
Просмотров всего: 4972; сегодня: 2.

Кризис авторынка корректирует предложения

Как отразилась на авторынке Петербурга нынешняя политико-экономическая ситуация (санкции и антисанкции)? Как изменились условия автокредитования и автолизинга? 
Эти вопросы были основными на круглом столе «Право руля», совместно организованном порталом TT Finance и газетой «МК в Питере»

В настоящее время аналитики рынка располагают двумя базами информационных материалов об автопродажах – федеральной статистикой за 9 мес. 2014 года и петербургской - за 1-е полугодие. 

В изложении Михаила Шевелькова, независимого эксперта, характеристики федерального авторынка таковы: за 9 мес. 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, продажи сократились на 13%. Такое произошло со всеми без исключения производителями. При этом в наименьшей степени сокращение коснулось компаний Toyota (- 5%), Hundai (- 10%), Renault (- 11%), Kia (-19%) и Nissan (-21%). Наоборот, наибольшее снижение продаж за 9 мес. произошло у компаний Chevrolet (– 49%), BMW (-46%), Volvo (– 42%), Volkswagen (-35%) и Ford 
(–35%).

В свою очередь, полугодовые результаты продаж в Петербурге были подведены агентством «Автостат». Согласно этим данным, в Северной столице отмечено наименьшее падение продаж по сравнению с другими региональными авторынками страны: за 6 месяцев 2014 года город реализовал 66,3 тыс. автомобилей, потеряв в продажах только 0,2%. 
Самым продаваемым брендом на рынке новых легковых автомобилей в Петербурге стал Volkswagen с объемом продаж 6,0 тыс. шт. Второе место занял Renault (5,6 тыс. шт), третье – Kia (5,2 тыс шт). Более того, некоторые бренды даже показали рост продаж. Так, среди иномарок стоит отметить Skoda (+26,5%), а среди отечественных брендов - вазовский Largus (+82,3%); это самая высокая динамика продаж по сравнению с первым полугодием 2013 года среди городов Топ-10 (в него входят Москва, Санкт-Петербурге, Нижний Новгород, Самара, Пермь, Уфа, Краснодар, Челябинск, Казань и Екатеринбург).

Мнение банкиров по поводу состояния авторынка отразил Андрей Суровцев, директор департамента розничных банковских продуктов и методологии ОАО «Балтинвестбанк»: «Ситуация в автомобилестроительной отрасли свидетельствует о спаде производства, вплоть до введения некоторыми производителями сокращенной рабочей недели с приостановкой конвейера. Вместе с тем, явного снижения цен на рынке мы пока не наблюдаем – однако хорошо заметны усилия скрытого привлечения, в виде выгоды от экономии нескольких десятков, а то и сотен тысяч рублей в случае приобретения автомобилей топовых комплектаций прошлого года выпуска. Но поскольку мы банк, то уместно говорить лишь о тех автомобилях, которые приобретаются в кредит».

Лучше «премиум» со скидкой, чем «средний класс» без нее

Михаил Шевельков подчеркнул: «Нельзя утверждать, что к сегодняшнему дню покупательский спрос переместился преимущественно на бюджетные машины – правильнее будет сказать, что массовый покупатель все же старается приобретать автомобили с наиболее оптимальным соотношением цена/качество». 

По мнению эксперта, у премиум-брендов в настоящее время сформировалась очень удачная позиция: пока это было возможно (т.е. до тех пор, пока автокредиты были широкодоступны), они торговали дорогими («двухмиллионными») автомобилями, а сейчас добавили к ним более дешевые модели (но под теми же «статусными» брендами). В результате покупатель уже может сравнить по цене, например, BMW-«копейку» и Ford Focus. В этой ситуации, уверен Михаил Шевельков, многие покупатели уже делают выбор в пользу премиальных брендов.


Нонна Шалина, директор по развитию и продажам сети салонов «Истком» дополнила: «Сейчас в премиум- и среднем сегментах у продавцов есть возможность за счет своей дистрибьюторской маржи давать покупателям наибольшие скидки и тем самым конкурировать с эконом-сегментом, максимально приближаясь по цене к дешевым автомобилям. Таким образом, покупатели получили возможность искать в каждом сегменте предложения, наилучшие по цене». 

Казалось бы, в результате этого выбор для покупателей должен был стать шире, а продажи, если и сокращаться, то не так сильно, как это отражено в федеральной статистике. Однако этого не произошло.

«Если год назад человек мог купить выбранное в кредит, то за последние 3 месяца очень сильно выросли кредитные ставки, подорожало страхование, и эти факторы влияют на выбор для покупателей. Он стал более ограничен», - резюмировала Нонна Шалина.

При этом, как отметили участники круглого стола, рынок стал более ограничен не только за счет падения продаж новых машин, но также за счет массового перемещения спроса в сегмент подержанных авто. По оценке Михаила Шевелькова, в октябре доля б/у машин рынке продаж превышала долю новых в 2-3 раза.


Кира Кузнецова, финансовый менеджер по автокредитованию филиала «Петербургский» банка «Глобэкс» не исключила того, что эта доля могла бы быть еще выше, и мешает этому только тот факт, что многие автовладельцы сейчас просто психологически не готовы их продавать, так как не могут смириться с тем, что за 3 года новая машина теряет в цене 50% и более.

«В наше время автомобиль - это уже не актив, а пассив, т.к. он постоянно дешевеет, - объяснил Дмитрий Тимофеев, генеральный директор компании «Контрол лизинг». - Весь международный автопром сейчас построен на том принципе, чтобы человек как можно быстрее менял машины, и качество авто не такое, чтобы машина служила 20-30 лет. Сейчас, как только вы купили машину, она начинает дешеветь, тем более что по истечении 2-3 лет она уже становится не такой современной, как хотелось бы. Кроме того, по истечении определенного километража машина начинает просто «есть деньги».

Чего ждать от рынка автокредитования?

Кира Кузнецова отметила: «Даже несмотря на повышение ставок по автокредитам, которое произошло во всех банках, бóльшая часть автомобильных продаж сейчас осуществляется в кредит. У банков сейчас достаточно много программ как с минимальными требованиями к пакету документов, предоставляемому заемщиком, так и с более высокими требованиями, но более низкими ставками. Если клиент имеет возможность подтвердить свой доход справкой по форме 2-НДФЛ, а занятость - трудовой книжкой и/или трудовым договором, то банки более лояльно относятся к таким клиентам и назначают им более низкие ставки».
 
Наибольшее распространение, по ее мнению, сейчас имеют автокредиты сроком на 5 лет и в сумме порядка 500 тыс. рублей. В кредитных программах, по которым заемщик должен представить только 2 документа, ставка варьируется от 17 до 20%, а по полному пакету документов стандартная ставка составляет порядка 14-15%. При этом по спецпрограммам, предлагаемым банками совместно с диллерами, ставка может быть еще ниже.


Что касается банка «Глобэкс», то в ближайшее время в банке не планируют увеличивать процентных ставок по программам автокредитования. По новым автомобилям ставка составляет от 12,5% до 15% при подтверждении дохода и первоначальном взносе от 15%. Для кредитов, предоставляемым по двум документам (срок до 7 лет, максимальная сумма - 5 млн рублей) ставка будет варьироваться на уровне 16-17%. 
Для подержанных машин при подтверждении дохода и первоначальном взносе от 20% ставка будет от 13,5 до 16%, а при выдаче кредита по двум документам (срок до 5 лет, максимальная сумма - 3 млн рублей) - 17%-18%.

В свою очередь, Андрей Суровцев, директор департамента розничных банковских продуктов и методологии ОАО «Балтинвестбанк», отметил, что у клиентов этого банка основным спросом пользуются программы кредитования подержанных автомобилей с первоначальным взносом 10-15%.


Эксперт уверен в том, что участникам авторынка следует ожидать повышения процентных ставок, поскольку основным источником для выдачи автокредитов являются вклады, а ставки по ним растут. 
«Кроме того, экономика сейчас находится в состоянии стагнации, а это означает рост риска неплатежей по кредитам, - прогнозирует г-н Суровцев. - Рост ставок по вкладам и риск неплатежей по кредитам являются основными факторами, которые будут определять ценообразование на рынке продажи автомобилей».

Автолизинг открылся для физлиц

С учетом всех сложностей, отмеченных экспертами рынка автокредитования, особое внимание участников круглого стола привлек новый продукт, о котором рассказал генеральный директор компании «Контрол лизинг» Дмитрий Тимофеев.


Лизинг автомоблей для частных лиц - достаточно новая услуга, она появилась на рынке весной 2014 года, а «Контрол лизинг» является одной из первых компаний, которая начала предоставлять ее в России.


Принципиальное отличие автолизинга для физлиц от автокредитов, предоставляемых той же целевой группе, заключается в том, лизингополучатель получает автомобиль не в собственность, а во владение. Клиент выбирает любую машину в салоне официального дилера по своему желанию, а затем обращается в лизинговую компанию. Лизинговая компания выкупает автомобиль у дилера и предоставляет ее клиенту в лизинг. Как правило, лизинговая компания приобретает автомобиль со скидкой корпоративного клиента (до 15% от розничной цены).

При лизинге клиент ежемесячными платежами выплачивает не 100% стоимости розничной цены автомобиля, а разницу между его покупной ценой (с учетом корпоративной скидки лизинговой компании) и остаточной стоимостью. Остаточная стоимость – это стоимость автомобиля на момент окончания договора лизинга, она закрепляется в договоре лизинга, отражает реальные темпы удешевления автомобиля и является неизменной величиной. Срок лизинга может составлять 1,2 или 3 года. В течение срока лизинга клиент пользуется автомобилем, а по его окончании просто сдает автомобиль обратно в лизинговую компанию.

Ежемесячные платежи в лизинге в 1,5 - 3,5 раза меньше, чем платежи по автокредиту на аналогичный срок.

«Пока потребителям трудно понять, зачем отдавать автомобиль обратно, поэтому у нас есть программы с выкупом, - объяснил Тимофеев. - Хотя преимущество лизинга заключаются как раз в том, чтобы не выкупать автомобиль, а просто отдать его назад. Экономического смысла выкуп не имеет. Возвращая автомобиль в лизинговую компанию, клиент снимает с себя все проблемы, связанные с реализацией б/у автомобиля».

«По окончании лизингового контракта мы продаем б/у автомобили, как правило, тем же самым дилерам на спец.условиях. Им это тоже выгодно, так как автомобиль и покупается у них, и техобслуживание проходит у них, и, соответственно, имеет абсолютно прозрачную историю», - добавил эксперт.

В ежемесячный платеж, помимо лизингового платежа, входит транспортный налог и постановка на учет в ГИБДД. Автомобиль оборудуется системой спутникового мониторинга.


Руководитель компании привел пример, воспользовавшись калькулятором с сайта лизинговой компании «Контрол лизинг» для автомобиля Ford Mondeo ценой 1 млн 056 тыс. рублей. Ежемесячный платеж в лизинг на 3 года при 10%-ном авансе составит 18 тыс. рублей, с полным пакетом страхования на весь срок договора лизинга - 30 868 рублей.


Лизингом можно воспользоваться и не имея первоначального взноса.

Единственным ограничением для физлица-лизингополучателя является запрет на коммерческое использование автомобиля.

«Автолизинг – актуальный продукт, особенно в кризисные времена, т.к. позволяет значительно сэкономить на ежемесячном платеже. В ситуации, когда цены растут, а доходы не увеличиваются, автолизинг является инструментом, который позволяет сохранить уровень автопотребления на привычном уровне и не пересаживаться на более низкий класс или б/у автомобиль. Лизинг выгоден и тем, кто хочет не тратить свой гипотетический миллион, «замораживая» его в машине, а имеет возможность вложить его в дело на более выгодных условиях», - пояснил Дмитрий Тимофеев.


Ньюсмейкер: TT Finance — 447 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...