Сегодня пятница, 19.07.2019: публикаций: 26371
Ваше мнение
Бывали ли вы в круизе?
 Да, в речном
 Да, в морском
 К сожалению, нет возможности
 Нет, но собираюсь
 Нет, и не собираюсь
Предложите опрос
Новости. Опубликовано 27.06.2019 12:20  Просмотров всего: 602; сегодня: 1.

Законопроект о географических указаниях подготовлен ко второму чтению

Законопроект о географических указаниях подготовлен ко второму чтению

26 июня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).

Председатель Комитета Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагается ввести в Гражданский кодекс РФ новый объект интеллектуальных прав - «географическое указание», в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов. Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию, сообщает пресс-служба ГД.

Стоит отметить, что НМПТ дает представление об изготовителе, высоком качестве товара, а также о наличии особых свойств товара, определяемых местом изготовления. Его применение способствует повышению известности региона, росту инвестиций. Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жесткими. Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или людскими факторами. Кроме того, все стадии производства такого товара, влияющие на формирование его особых свойств, должны осуществляться на территории данной местности.

С момента введения государственной регистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется около 200 НМПТ. В качестве примера можно привести: «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец», «Нарзан». При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В связи со вступлением в ВТО у России возникли обязательства по охране «географических указаний». Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.

В этой связи законопроектом предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части четвертой ГК РФ, давая определение обоим видам средств индивидуализации товара – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», а также указывая конкретные требования к каждому из них. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.

С учетом поправок устанавливается, что географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик.

В качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы, золото Костромы, - отметил Павел Крашенинников.

Законопроектом предусматривается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации, которая будет осуществляться Роспатентом. Зарегистрировать ГУ смогут: один и более граждан, одно или несколько юридических лиц, а также ассоциация (союз) или другие объединения лиц, создание и деятельность которых не противоречит законодательству страны происхождения товара.

Лицам, зарегистрировавшим географическое указание, предоставляется исключительное право его использования (при условии, что товар обладает заявленными характеристиками). В случае предоставления исключительного права объединению лиц, право использования предоставляется каждому члену этого объединения, включенному в Государственный реестр указаний и наименований.

Не допускается использование зарегистрированного географического указания:

1) лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными;

2) правообладателями в отношении товара, не обладающего заявленными характеристиками, либо произведенного за пределами границ географического объекта;

3) использование сходного с зарегистрированным ГУ обозначения для любых товаров, которое способно ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или его характеристик.

Географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя. Действие исключительного права может прекратиться раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара, - сообщил Павел Крашенинников.

В целях доработки законопроекта ко второму чтении и синхронизации с действующим правовым регулированием в затрагиваемых отраслях (в том числе в сфере производства винодельческой продукции), ответственным Комитетом ГД по государственному строительству и законодательству была создана Рабочая группа. В ее состав вошли депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители Роспатента, представители предпринимательского сообщества (виноделы, производители минеральной воды, рестораторы), научного юридического сообщества.

При работе над законопроектом основной проблемой было соотношение терминологии и критериев географического указания с положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Согласно этому закону с 2015 года в России происходит становление производства винодельческой продукции высокого качества с привязкой к месту выращивания винограда под обозначениями: винодельческая продукция с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Законом установлены требования к такой продукции; порядок определения географических объектов, в границах которых осуществляется ее производство. Присвоение наименования вина с ЗГУ или с ЗНМП осуществляется не только из принципа территориальности и традиций, но и с учетом культивируемых сортов винограда, методов их выращивания и технологии виноделия. Так, ЗГУ предоставляется в отношении винодельческой продукции, которая произведена из 85% винограда, выращенного в данном географическом объекте, а 15% - в субъекте РФ, где находится данный географический объект.

В целях соотнесения норм этого закона № ФЗ-171 и рассматриваемого законопроекта Комитет рекомендовал принять следующие поправки.

При подаче заявки на регистрацию «географического указания» или «наименования места происхождения товара» на винодельческую продукцию в числе документов необходимо представить также лицензию на производство винодельческой продукции с ЗГУ или ЗНМП; а также указание на место происхождения (производства) товара (границ географического объекта), определенное органами государственной власти субъекта РФ в соответствии законом № ФЗ-171.

Кроме того, предусматривается, что предоставление правовой охраны ГУ или НМПТ в отношении винодельческой продукции, порядок осуществления и защиты права на указанные средства индивидуализации определяются частью четвертой Гражданского кодекса РФ, но с учетом особенностей, установленных отраслевым законом № ФЗ-171.

Среди других поправок, одобренных Комитетом, можно отметить следующие:

1) уточнено соотношение ГУ и НМПТ с товарными знаками.

Устанавливается, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с зарегистрированным и заявленным на регистрацию географическим указанием или НМПТ (с некоторыми исключениями). Равно как и наоборот - не допускается регистрация в качестве ГУ или НМПТ обозначения, сходного с товарным знаком;

2) предусмотрен контроль за сохранением особых свойств товара,

3) предлагается использование с согласия правообладателя сырья производителя, не имеющего ГУ/НМПТ (например, глина для гжели).

Основные новеллы вступят в силу по истечении 1 года после дня официального опубликования закона. При этом нормы, касающиеся ответственности за незаконное использование предупредительной маркировки, вступят в силу с отсрочкой на 5 лет.

Павел Крашенинников отметил, что обсуждаемый законопроект очень важен и позволит предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, расширить перспективы развития регионов России. В каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции. Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением. Предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить конкурентоспособность экономики регионов, будут способствовать привлечению российских и иностранных инвестиций, развитию туризма, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий, - заявил Павел Крашенинников

Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, комментарий, заявку:
Имя:
Электронная почта:
Телефон:
Код с картинки: 



 
Поделиться: